Восточные методы в психотерапии семейно-сексуальных дисгармоний.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"МОСКОВСКИЙ НИИ ПСИХИАТРИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ"

 

ВОСТОЧНЫЕ МЕТОДЫ В ПСИХОТЕРАПИИ

СЕМЕЙНО-СЕКСУАЛЬНЫХ ДИСГАРМОНИЙ

пособие для врачей

Москва-2007

 

АННОТАЦИЯ

       Семейно-сексуальные дисгармонии занимают важное место в практике сексолога. Они затрагивают сексуальную, физическую, психическую и социальную сферы жизни человека.

       Пособие для врачей основано на описании восточного подхода к решению сексуальных дисфункций и семейно-сексуальных проблем.

       Восточные культуры отличаются своеобразными взглядами на проблемы сексуальных взаимоотношений. Однако, на протяжении тысячелетий эти взгляды успешно практиковали миллионы людей, что демонстрирует целесообразность их использования в парных отношениях.

       В пособии для врачей взяты известные восточные сексуальные практики и, обьяснив с точки зрения привычной нам западной культуры, даны рекомендации по использованию в рамках лечебного процесса. Отрыв от оккультного подтекста, выявление материалистических основ восточного «искусства брачных покоев» выявляет достаточную эффективность методик для терапии семейно-сексуальной дисгармонии.

       Пособие для врачей основано на восточном подходе к решению сексуальных и семейно-сексуальных проблем. В пособии описаны общие взгляды на интимную сферу в рамках Тантра-йоги и дао любви, применительно к задачам психотерапевтического подхода к лечению семейно-сексуальной дисгармонии. Также даны отдельные методики индивидуального лечебно-профилактического воздействия, применительно к основным жалобам, предьявляемым сексологическими пациентами в рамках семейно-сексуальной дисгармонии.

       Материалы пособия позволят врачам обоснованно противостоять все более распространяющейся практике применения восточных методик без показаний, без контроля, людьми, несведущими как в медицине, так и в восточных теориях. Материалистический подход к предлагаемым методикам с пониманием физиологических механизмов воздействия создает основу для эффективного решения семейно-сексуальных проблем, приводящих к ослаблению брачного потенциала.

       Пособие рассчитано на врачей различного профиля, в первую очередь – на сексологов и психотерапевтов.

Организация – ФГУ «Московский научно-исследовательский институт психиатрии федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (директор института – проф. В.Н. Краснов).

       Пособие для врачей утверждено Ученым Советом ФГУ «МНИИП Росздрава» от 17 декабря 2007 г. Протокол N7.

       Авторы – руководитель отдела сексопатологии Московского НИИ психиатрии, д.м.н., профессор Н.Д. Кибрик,

- научный сотрудник отделения сексопатологии Московского НИИ психиатрии, к.м.н. Ю.П. Прокопенко.

 

Рецензенты – д.м.н. профессор Макаров В.В.

             Д.м.н. профессор Овсянников С.А. 

 

                         ВВЕДЕНИЕ

       Семейно-сексуальная дисгармония – серьезная проблема сексологической практики. В ряде случаев она возникает самостоятельно, в то же время, как правило, сопровождая большинство индивидуальных сексуальных расстройств одного из партнеров.

       Семейно-сексуальная дисгармония отражается на различных аспектах личного и партнерского существования. Возникает риск занижения самооценки, образования комплекса неполноценности, развития неврозов или депрессии, снижения сексуального влечения, ухудшения партнерских отношений, внебрачных половых контактов, развода, суицидальных тенденций.

       Гармония пары в семейно-сексуальном аспекте может трактоваться как удовлетворительная взаимная адаптация постоянных партнеров на личностном, психологическом, сексуально-поведенческом, сексуально-физиологическом, психо-сексуальном уровнях. Нарушения в любом из перечисленных звеньев можно расценивать как семейно-сексуальную дисгармонию.

       Отличие семейно-сексуальной дисгармонии от семейной дисгармонии в том, что первая включает в себя не только поведенческие, но и сексуально-физиологические факторы.

       Отличие семейно-сексуальной дисгармонии от сексуальной в том, что первая относится к нарушению гармонических отношений постоянных партнеров и включает в себя поведенческие и социальные нарушения.

Таким образом, семейно-сексуальная дисгармония – это конфликт межличностных отношений, вызывающих дезадаптацию в социально-психологическом плане, проявляющуюся снижением сексуального влечения(Н.Д. Кибрик, О.А. Проховник, 2005). В то же время, необходимо упомянуть и о снижении удовлетворения своей интимной жизнью в широком смысле.

       Семейно-сексуальная дисгармония может внезапно наступить у вполне адаптированных друг к другу партнеров после многих лет бесконфликтного сосуществования, а в других парах, наоборот, долгий и затяжной конфликт внезапно переходит в идиллический «медовый месяц».

Причины семейно-сексуальной дисгармонии индивидуальны, хотя и могут быть рассмотрены с учетом пяти брачных факторов (Ю.А. Решетняк, 1978).

       Таким образом, можно говорить о несовпадении физических, материальных, культурных, сексуальных и психологических особенностей супругов. Детализация каждого из факторов позволяет выделять различные варианты развития дисгармонии, что может оказаться важным не только в плане определения подхода к терапии данной пары, но и в осознании самими супругами последовательности развития их конфликта.

       Однако следует отметить, что в разных парах даже нарушение одних и тех же брачных факторов приводит к различным проявлениям семейно-сексуальной дисгармонии. Очевидно, это зависит как от личностных особенностей каждого из супругов, так и от отсутствия учета таких нарушений, которые могут не осознаваться самими супругами и не доходить до консультирующего их сексолога или психолога.

       Специфика проявлений дисгармоничных сексуальных отношений весьма широка и не прогнозируется даже при тщательном изучении исходной ситуации. При этом дисгармоничные сексуальные отношения могут формироваться на любой стадии близких и интимных отношений, могут суммироваться или взаимно поглощаться, проявляться сразу или через некоторое (или весьма длительное) время и т.д.

       В стратегии достижения семейно-сексуальной гармонии могут быть использованы два варианта поведения: 1. Активная адаптация – вариативная подборка индивидуального поведения обоих супругов в общих, эротико-сексуальных отношениях, в тактике и технике интимной близости. 2. Пассивная адаптация – избегание описанной активности, делегирование этих функций партнеру. При отсутствии выбора варианта адаптации наступает психическая дезадаптация – нарастают тревожность, страх, растерянность, утрата жизненных ориентиров, отстраненность и партнера и мира.

       В становлении семейно-сексуальной гармонии можно выделить три этапа:

   1. Начальная адаптация супругов друг к другу и изменившейся ситуации. Переход от редких встреч к постоянному сожительству, раскрытие тонких особенностей личности, бытового поведения, индивидуальных привычек, а также новые права и обязанности – все это дает возможность принять себя и супруга на достаточно поверхностном, поведенческом уровне. В сексуальных отношениях этот этап характеризуется отработкой ритма близости, форм подготовки, ласк, особенностей удовлетворения (например, заместительные формы коитуса), то есть также, в основном, поведенческого компонента, без раскрытия глубинных побудительных мотивов секса.

       Длительность первого периода может занимать до полугода супружеской жизни.

   2. Углубленная адаптация может продлиться до 2-4 лет и заключается в дальнейшем сближении супругов на основе общности интересов, единого хозяйства, репродуктивного и сексуального поведения. Каждый из супругов, на основании долговременного общения и наблюдения за партнером в бытовой обстановке осознанно или неосознанно начинает предвосхищать желания и поступки второй половины, стоить свою жизнь с учетом особенностей оценки и поступков мужа (жены). Осознаются глубинные мотивы тех или иных поступков и реакций, изменяется их (поступков) оценка, меняются тактические и стратегические задачи супружеского и родительского партнерства. Сексуальные отношения интенсивные, с высокой частотой, с поиском новых вариантов поведения как на стадии ласк, так и во время непосредственного контакта. Появляется адекватное представление о личности и сексуальной мотивировке супруга, возможности и способах его удовлетворения, заместительных формах близости, краевых вариантах. Оргастичность женщины на протяжении этого периода прогрессивно возрастает, а процент фрустраций резко снижается.

   3. Стабильная адаптация наступает спустя 4-5 лет после начала брака. В это время все стороны семейной жизни приобретают некий стереотипный вид, выработавшийся в процессе поисков наиболее эффективного и наименее трудоемкого поведения. Как минимум поначалу эти находки являются прогрессивными, становятся якорями, которые удерживают на плаву лодку семейного быта. То же относится и к интимной стороны: выявлены наиболее приятные виды воздействия, отработан ритм интимной жизни, каждый из партнеров знает, чего ждать от супруга и в какой помощи он нуждается.

       Как видно из этого описания, нарушение гармонии может происходить на любом этапе адаптации, относиться к любой стороне отношений, касаться первично только одного из супругов или возникнуть сразу у обоих (по одному брачному фактору или по разным).

       Дисгармония проявляется в стиле взаимоотношений между супругами – соперничество, псевдосотрудничество, изоляция. При этом и становление, и терапия каждого из стилей поведения являются индивидуальными и неповторимым. Это связано как с особенностями характера каждого из супругов, так и с влиянием социальной и микросоциальной среды.

       Наконец, дисгармоничные семейно-сексуальные отношения могут проявляться в рамках неврозов или депрессии, что требует не только предупреждения, но и быстрой и адекватной терапии. Однако разнообразие симптоматики нередко делает выбор тактики психотерапевта крайне затруднительным.

       В то же время, существуют методы и приемы, входящие в подавляющее большинство психотерапевтических пособий как важная, или основная, или вспомогательная часть.

       Несмотря на широкие колебания в выборе основных методов воздействия (в зависимости от профессиональной принадлежности и школы врача или психолога), терапию семейно-сексуальной дисгармонии проводят с использованием широкого арсенала средств воздействия - психотерапии, аутотренинга, лекарственной терапии, физиотерапии, супружеской секс-терапии.

 

       Данное пособие раскрывает особенности восточного подхода к коррекции семейно-сексуальной дисгармонии в рамках Тантра-йоги и Дао - основных учений, основанных на работе с сексуальной энергией.

В данной методике впервые в руки практического врача традиционного западного образования даются знания, позволяющие расширить и изменить застывшие личные представления о сексуальности, и отношения в паре. Использование психотерапевтических методик с привлечением знаний о культуре, семейно-брачных отношениях, сексуальности восточных обществ, врач может оказать более действенную помощь, чем, опираясь на стандартный подход, включающий, кроме других ограничений, и абстрагирование от подлинных запросов пациентов в сторону интеллектуального отношения к эмоциональным проблемам.

Предлагаемые в данном методическом пособии отдельные упражнения, не являются исчерпывающими при решении индивидуальных проблем каждой пары. В то же время, представленные методики сгруппированы по тем запросам, с которыми пациенты приходят на прием и быстрое решение которых не только позволяет разрешить сиюминутный конфликт, но и внушает доверие пациента к врачу, в связи с чем появляется возможность провести адекватный курс психо- и медикаментозной терапии.

Показания к использованию метода:

Семейно-сексуальная дисгармония с преобладанием рассогласования физического, культурного, сексуального, психологического факторов, проявляющаяся в интимной сфере такими феноменами как сексуальная дисфункция, снижение сексуального влечения, аноргазмия, фригидность, вагинизм, слабая эрекция, ускоренное семяизвержение и др.

Противопоказания к использованию метода:

Наличие хотя бы у одного из супругов психического расстройства (шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, клинически выраженной депрессии). 

ОПИСАНИЕ МЕТОДА

 Говоря о брачном потенциале супружеской пары, мы имеем в виду совпадение или несовпадение индивидуальных ценностей каждого из супругов.

Таким образом, можно говорить о несовпадении физических, материальных, культурных, сексуальных и психологических особенностей супругов. Детализация каждого из факторов позволяет выделять такие моменты, как непросвещенность в сексуальной области, сексуальный примитивизм, чрезмерная романтизация секса, несовпадение ценностных приоритетов (даже при совпадении по первым четырем брачным факторам), незнание или пренебрежение выполнением супружеских обязанностей в плане материального обеспечения, воспитания детей и т.д. Нередки также случаи, в которых дисгармония строилась на отсутствии взаимных чувств у супругов, наличии истерических или психастенических черт характера хотя бы одного из партнеров, несовпадении взглядов или жизненных установок, а также ролевых отношений.

Другой отправной точкой зарождения семейно-сексуальной дисгармонии могут быть несовпадения сексуально-конституциональных особенностей, запросов и ожиданий – например, разница в желательной частоте и формах проведения сексуальных контактов, ускоренным семяизвержением, слабой эрекцией и др. Ситуация усугубляется, если у одного или обоих супругов имеются сексуальные нарушения – например, гениталгии, синдром ожидания сексуальной неудачи, гипо- и алибидемия, аноргазмия у женщины и др.

Неумение решать конфликты, различия в подходе к решению конфликтов, неадекватные реакции на конфликт усиливают напряжение в паре, что проявляется такими инфантильными способами привлечения внимания, как обида, гнев, агрессия. Каждый из супругов оценивает запросы и действия партнера с точки зрения своих интересов, своих особенностей сексуальных потребностей и возможностей. Это свидетельствует о снижении способности к сотрудничеству, нон-конформизме, причем, на фоне отсутствия собственных конструктивных предложений по поводу нормализации отношений в семье.

Другие закономерности зарождения и нарастания семейно-сексуальной дисгармонии в парах, в которых хотя бы у одного из супругов имеются сексуальные нарушения. При этом, как правило, за помощью к сексологу обращается тот партнер, у которого нет расстройства – он, как более сохранный, лучше видит и понимает нарастающие внутренние противоречия в паре.

Можно говорить о разных степенях выраженности семейно-сексуальной дисгармонии. Так, к легкой степени можно отнести нарушения взаимной адаптации в рамках первичного приспособления супругов друг к другу, наличие поискового поведения и перебора вариантов взаимодействия. В подобных случаях существует добросовестное заблуждение о личности партнера, которое достаточно быстро и легко корректируется в процессе совместной жизни – особенно, при достаточной открытости супруга.

Средняя степень семейно-сексуальной дезадаптации проявляется в периодических конфликтах на однотипные темы, связанные с различиями в программах поведения и способах разрешения кризисов. В интимной жизни это проявляется в низком проценте оргастичности или в высоком проценте фрустраций на фоне достаточно высокой оргастичности. Мужчины в такой ситуации фиксируются на сексуальных переживаниях жены, постепенно переходя к мыслям о собственной «неполноценности». Решение сексуального конфликта затрудняется наличием рассогласования оценок по одному или нескольким брачным факторам.

Тяжелая степень семейно-сексуальной дисгармонии, по своей сути, является ситуаций предразвода. Конфликты не решаются, а служат только целям унизить супруга, оскорбить, сформировать комплекс неполноценности. В интимной сфере сексуальных отношений нет, либо действительным мотивом к очередной близости служит желание наказать супруга или воспользоваться им для решения собственных затруднений.

 

ТЕРАПИЯ СЕМЕЙНО-СЕКСУАЛЬНОЙ ДИСГАРМОНИИ

Как уже было сказано, стандартное лечение семейно-сексуальной дисгармонии, как правило, включает в себя психотерапию, супружескую секс-терапию, лекарственную и физио-терапию, аутотернинг. При этом на первый план выходит психотерапия, задачи которой необычайно широки. Это и восстановление утраченных межличностных связей, и коррекция дисгармоничных отношений, и ликвидация невротических реакций на происходящее, и предупреждение фиксации на каких-то этапах достижения семейной гармонии.

При этом задачи психотерапии различаются в зависимости от индивидуальной картины дисгармонии в данной паре. Для одних пар необходима активизация интимной жизни, регулирование ритма и качества половых отношений. Для других – изменение оценки общечеловеческих и сексуальных качеств самого себя и партнера, просвещение в области психологии и физиологии половой жизни. Для третьих – умение открыто говорить о своих чувствах, давать и принимать наслаждение без оглядки на старые стереотипы.

Наконец, часть супружеских пар нуждается в прямом просвещении и руководстве по технике полового акта: виды и качество ласк, выбор поз, способы стимуляции, умение общаться во время близости, не теряя при этом возбуждения, расширение диапазона приемлемости (даже если не все, входящее в него, будет применяться супругами на практике).

При нормализации отношений в супружеской паре психологический климат в семье нормализуется, и интимные отношения полностью восстанавливаются – либо в потенции исходного консенсуса, либо в новых рамках и стереотипах.

В этой связи важную роль в терапии семейно-сексуальной дисгармонии может играть восточный подход к развитию, стабилизации, реабилитации интимных отношений в постоянной паре – как альтернатива западному подходу, и своеобразная модель психотерапевтической супружеской секс-терапии.

 

В рамках психотерапии семейно-сексуальных дисгармоний важно обосновывать назначения общими понятиями подхода к вопросам любви и секса в восточных учениях.

В основном, эти вопросы разрабатывали два учения - индийская йога (в первую очередь – Тантра-йога) и китайское Дао любви.

Показаниями для применения элементов восточного подхода к интимным отношениям являются:

1. Изменение идеологии секса для тех, у кого имеются проблемы с осуществлением европейской модели.

2. Снятие сверхценного значения длительности периода фрикций – при ускоренном семяизвержении и застойном семяизвержении у пожилых мужчин.

3. Снятие сверхценного значения необходимости стойкости эрекции – при невротических расстройствах, а также при сосудистых проблемах.

4. Усиление значения парности секса.

5. Для мужчин: повышение ценности женского оргазма.

8. Для женщин: идея служения мужчине наряду с осознанием превосходства над ним.

9. Упражнения для повышения сексуальной (т.е. общей) выносливости.

10. Упражнения для укрепления эрекции.

11. Упражнения для задержки семяизвержения.

12. Упражнения для увеличения размеров пениса.

13. Профилактика гомосексуализма – на основе концепции Инь и Ян.

14. Внесение разнообразия в позы акта на основе эмоционального отношения в противоположность механистическому, преимущественно западному подходу.

15. Пропаганда здорового образа жизни.

 

При этом врач должен стремиться всячески избегать любых обьяснений с точки зрения эзотерики и магии – даже если психотерапевтический эффект кажется очевидным. Привлечение потусторонних сил или сакральных символов для обьяснения вполне материальных понятий чреват расшатыванием психики пациентов и риском философической интоксикации. В то же время, использование самобытного словаря, присущего восточным учениям, может усиливать психотерапевтическое воздействие, повышать эффективность лечения и давать долгосрочный результат за счет пробуждения интереса к необычным методикам.

 

1. Изменение идеологии секса для тех, у кого имеются проблемы с осуществлением европейской модели.

Европейская модель интимных отношений является отражением общих тенденций развития культуры. Увлечение построением тела, развития мышечной силы и прочих внешних характеристик привносит в интимные отношения механистический характер, некую «спортивность»: секс есть физически контакт на физиологической основе; оргазм – продукт «правильного» поведения партнеров; ограничения сексуальности сродни физической нетренированности, их можно преодолеть определенными упражнениями; любые сексуальные нарушения у мужчин, в конце концов, отражаются на эрекции, а ее можно добиться медикаментозными (Виагра et cetera), чисто механическими (внутрикавернозные инъекции), хирургическими (эндо - и экзопротезирование) методами.

Привлечение в сексопатологию термина «эректильная дисфункция» окончательно выхолащивает значение парности интимных отношений, низводит сексуальность мужчины к чисто физиологическому проявлению сосудистой реакции при парном сексуальном контакте. Это отражается на первом и основном значении сексуальной функции, как единственного парного физиологического акта (даже если не принимать во внимание психологическую сторону секса). Этот момент играет большую роль в усугублении семейно-сексуальной дисгармонии, окончательно разрывая пару на две противоборствующие личности. Поэтому необходимость восстановления гармоничных межличностных отношений становится еще более важной, учитывая для многих (особенно, молодых) пар значимость сексуальной жизни.

Конечно, в рамках европейской модели сексуальности есть немало опорных пунктов для построения более гуманистической и парно-ориентированной сексуальной жизни. Но во многих случаях психотерапевту и сексопатологу может быть более эффективно обратиться за примером к качественно иной структуре сексуальных отношений, чем отыскивать положительные моменты в уже скомпрометировавшей себя системе. Отсюда может возникнуть необходимость обратиться к восточной модели сексуальности и сексуальных отношений в паре.

 

Взгляд на интимные отношений в рамках Тантра-йоги и дао любви.

Доктрина йоги рассматривает мир как проявление действий Шивы (мужской ипостаси божества) под влиянием пробуждающей энергии Шакти (женской ипостаси божества). Поэтому мужчина и женщина, как земные эквиваленты Шивы и Шакти постоянно находятся в аналогичной связи: мужчина способен проявить свою волю, но только под влиянием побуждения со стороны женщины. Отсюда вытекает необходимость моногамных отношений, в которых женщина берет на себя роль активатора, а затем поддерживает супруга в тех начинаниях, которые сама и инициировала.

Важно, что Тантра рассматривает человека не как богоподобное существо, не как индивидуума, стремящегося обьединиться с Божеством, но уже как Бога. С этой точки зрения приверженец Тантры смотрит на жизнь и тех, кто находится рядом. Как Бог он не может обижать их, а будет заботиться о созданном им самим мире и людях. Как Бог, он рассматривает других людей как Богов и Богинь, обладающих ясновидением – и потому не обманывает и не кривит душой. Он служит женщине, потому что она – Богиня, и одновременно общается с ней как с равной, потому что и он – тоже Бог.

Действуя в осознании совершенства каждого мужчины и каждой женщины, человек достаточно быстро отмечает, что его взаимоотношения и повседневная жизнь радикально изменяются. Хотя поначалу ему необходим посыл от психотерапевта, он быстро понимает различие позиций для отношений – обычные и те, которые приходят с осознанием новых приоритетов. Изменение взгляда на самого себя сопровождается улучшением как самооценки, так и соматического здоровья. Если мы плохо о себе думаем, то вряд ли можно надеяться на возможность стать счастливыми, а комфортная самооценка приводит к ощущению счастья. Если мы увидим себя чистыми и прекрасными, то мы как бы открываемся тем внутренним благодатным силам, которые внутри нас и вокруг нас.

Тантра-йога – учение, связанное с понятиями о взаимодействии энергетики партнеров, имеет глубокий философский и мистический смысл. «Хорошее» поведение в течение жизни поощряется в будущем возрождении, в следующей жизни. «Правильное» сексуальное поведение является залогом хорошего здоровья, проявлением здорового духа, комфортных взаимоотношений супругов.

Дао любви – практические учение, направленное на улучшение качества жизни здесь и сейчас. Сексуальные отношения являются столь же необходимой частью жизни, как дыхание или питание, причем, тренировки в течение всей жизни позволяют продлить сексуальную активность до преклонного возраста, а нерегулярная интимная жизнь с частыми излишествами или воздержанием подрывают не только потенцию мужчины, но и само здоровье. В одном китайском сексологическом трактате IX века говорится: «Если пара правильно следует дао любви, то мужчина всегда будет здоровым и молодым, а женщина избежит Ста Болезней. Если же они неправильно практикуют дао, то занятия любовью могут навредить их здоровью. Правильное поведение пары должно быть таким, чтобы мужчина не был ослаблен, когда женщина уже полностью удовлетворена».

Древнейшее понимание дао любви было не только эзотерическим, но и гуманистическим. Важность постоянного удовлетворения женщины, несмотря на энергетическое различие партнеров, многократно подчеркивали все основатели дао. Мужчина-огонь способен воспламенить партнершу, но женщина-вода побеждает любой огонь. Мужчина сохраняет свой сексуальные способности, в конечном счете, для удовлетворения женщины и, если она не поддерживает его или даже сопротивляется партнеру, его желания не воплотятся.

Если мужчина настолько груб, что его не интересуют переживания партнерши, он может, конечно, более или менее длительное время иметь с ней сношения, испытывать оргазм при семяизвержении, но такое поведение более подходит животному; такой мужчина неспособен к даоскому пониманию глубинной сущности интимного общения.

Если же мужчина придет к пониманию важности ответной реакции женщины и затратит определенные усилия на то, чтобы соответственно воспитать себя и свою партнершу, он убедится, что наслаждение, получаемое от нее после этого, гораздо сладостнее, чем переживаемое без глубинного контакта с душой женщины.

Женщина также должна иметь представление о дао. Европейская женщина часто считает, что, чем скорее происходит эякуляция у партнера, тем больше женщина влечет и возбуждает его. Такие женщины буквально требуют от партнера семяизвержения в знак доказательства любви, хотя сами могут страдать аноргазмией или даже быть фригидными.

Многие женщины являются своеобразными стихийными даосами: они готовы часами предаваться ласкам, не переходя к самому коитусу. В силу естественных природных различий женщина более эротична, и ее сильнее влекут нежность, ласка, поцелуи; мужчина более сексуален, у европейского мужчины на первом месте в сексуальном общении стоит сам половой акт.

Энергетический компонент интимных отношений в паре рассматривается как ведущий, причем внесемейные сексуальные контакты снижают энергетическую (и чувственную) насыщенность секса, приводят к утрате мужских сил.

В то же время, постоянный обмен «энергией» между супругами, замыкание внутренних связей, проникновение в чувства и эмоции друг друга усиливает сексуальное наслаждение, увеличивает потенцию супруга, повышает оргастичность супруги. Оргазм женщины питает мужчину «энергией», не обедняя саму женщину – таково свойство «женской энергетики». Поэтому мужчина должен стремиться удовлетворять женщину любыми путями – как половым актом, так и ласками. В то же время, мужчина не обязан иметь семяизвержение при каждом интимном контакте, что позволяет ему идти на близость со слабой эрекцией или вовсе без нее.

Для налаживания «энергетического обмена» необходимо быть открытым для партнера, в то же время, будучи способным давать ему все то, что он (она) высказывает как пожелание.

Это положение необходимо опосредовать и потенцировать при проведении психотерапии. Постоянная открытость сама по себе может стать путем к гармонизации отношений.

Образование «энергетических» связей происходит двумя путями – на уровне тонких энергий (психологическом) и на уровне физического тела (секс, как таковой). Для замыкания тонкого энергетического плана супруги совместно занимаются йогой, медитируют, открывают собственную душу и душевные переживания друг друга.

Понятно, что, когда речь заходит об «энергетических»  процессах, на самом деле подразумевается психологический компонент брака: выявление положительных качеств партнера, создание идеального образа и адаптация его к существующему реальному супругу, открытость в эмоциях, психологическая поддержка в стрессовых и бытовых ситуациях, умение не только давать, но и принимать поддержку партнера. Поэтому психотерапевт может употреблять понятие энергии, имея в виду самые глубинные стороны взаимоотношений между супругами, причем эти взаимоотношения необходимо упорядочивать так, чтобы «энергия текла правильно» - то есть не было неприятия друг друга, взаимная поддержка существовала на всех уровнях и по всем брачным факторам.

В тех же «энергетических» терминах могут быть описаны проблемы тревожности, депрессии, невротизации и т.д.

В рамках описанных воззрений паре могут быть предложены разнообразные психотерапевтические методики, описанные в древних йогических трактатах.

1. ПОСТРОЕНИЕ БУДУЩЕГО. Мужчина и женщина вместе строят планы, обмениваясь фантазиями, наряду с реальными предложениями. Критика второй стороны полностью отсутствует, каждый высказывает свое мнение без опаски быть осмеянным или не принятым. Творение «новой Вселенной» может быть завершено общим соглашением или остаться открытым для последующих добавлений. Это избавляет от риска нереализации имеющихся или возникших в будущем дополнительных соображений, создает атмосферу открытости, взаимного доверия, совместного творчества.

2. МЕДИТАЦИЯ ЗВУКОВ. В течение 5 минут мужчина говорит женщине приятные слова, осыпает комплиментами, проявляет свою любовь любыми вербальными способами. Женщина принимает поклонение, выражая одобрение мимикой и жестами. Затем партнеры меняются ролями. Произносить слова и звуки необходимо, не сосредотачиваясь на их смысле, не обдумывая некую логическую цепочку выражений. В результате вырабатывается стереотип произношения без подключения интеллектуальной критики. Со временем партнеры включают эту способность во время интимного контакта.

3. МЕДИТАЦИЯ ВЗГЛЯДОВ. Мужчина и женщина садятся на пол, скрестив ноги по-турецки, напротив друг друга обнаженными и в течение 10 минут смотрят друг на друга, не встречаясь глазами. При этом каждый из супругов может воскрешать в памяти интимные моменты – как с партнером, так и с другими мужчинами или женщинами (если такой опыт уже есть).

4. МЕДИТАЦИЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ.Мужчина и женщина сидят напротив друг друга. Мужчина приподнимает правую руку с разведенными большим и указательным пальцами и прижатыми к ладони остальными. Женщина приподнимает левую руку с аналогично согнутыми пальцами. Супруги соприкасаются большим пальцем с большим, указательным – с указательным. Большим и указательным пальцами левой руки мужчина прикасается к ногтям сомкнутых указательных пальцев. Затем оба партнера закрывают глаза и мужчина медленно, ласкающими движениями  начинает водить своими пальцами по сомкнутым пальцам, все больше удаляясь от ногтевой фаланги. При этом возникает ощущение, что находящийся под его указательным пальцем активной руки палец женщины – также принадлежит ему, хотя воспринимается более приглушенно, чем свой, находящийся под большим пальцем активной руки. Мужчина вчувствывается в это ощущение, связывая его с взаимным проникновением энергии. В некоторых случаях женщина начинает ощущать как свой палец мужчины, прикасающийся к ее указательному пальцу.

Затем соприкасаются пальцы правой руки женщины и левой руки мужчины, и женщина проводит описанные выше манипуляции.

Опосредование выявленных ощущений проводится врачом в рамках избранной модели терапии – западной или восточной. В восточной терминологии полученный опыт аутосуггестии подается с употреблением, опять-таки, «энергетической» терминологии:  Тело не является строго ограниченным предметом, в него можно проникнуть своей энергией, ощущая как свое и владея им как своим. Необходимо запомнить появившиеся ощущения – они помогут в работе с вагинизмом, слабой чувствительностью груди или других эрогенных зон, неприятием партнера как сексуального объекта (опосредование производится в соответствии с имеющейся в паре проблемой).

5. МЕДИТАЦИЯ ПРИКОСНОВЕНИЙ.Супруги садятся на пол обнаженными, так, чтобы правая нога была согнута в колене и пропущена под коленом партнера, а левая нога была выпрямлена вдоль тела партнера. Оба закрывают глаза и настраиваются друг на друга в течение 1-2 минут. Затем, не открывая глаз, мужчина медленно поднимает руки и очень мягко и нежно прикасается кончиками пальцев рук к лицу, или лбу, или голове партнерши. Через 5-6 секунд неподвижного прикосновения, мужчина начинает водить своими пальцами по лицу и голове супруги, словно запоминая ее черты перед тем, как лепить ее скульптурный портрет. Женщина в это время может говорить приятные слова, как во втором упражнении. Через 2-3 минуты женщина, не открывая глаза, поднимает руки и нежно прикасается к лицу или голове партнера. Она действует так же, как ее супруг, а он может говорить приятные слова. Длительность упражнения около 5-7 минут.

Воздействие через тактильные ощущения в сочетании с пробуждением фантазии опосредуется врачом как обьединение энергетических полей и создание единого энергетического колпака, под которым супруги могут избежать дестабилизирующих энергетических влияний извне. В такой ситуации ничто не помешает двум потокам энергии объединиться и положительно воздействовать как на либидо, так и на физические параметры сексуальности - качество и длительность эрекции, наличие и яркость оргазма и др.

6. МЕДИТАЦИЯ КАСАНИЙ.Женщина ложится на спину и закрывает глаза, а супруг прикасается к ее телу так, как ему заблагорассудится - рукой, ногой, языком или любой другой частью тела. Женщина полностью растворяется в ощущениях, одновременно давая знать партнеру, что именно ей более приятно. Мужчина учится давать, женщина – принимать. Женщина учится ощущать свое тело, а мужчина изучает ее тело путем прикосновений и видения реакций женщины. Примерно через 5 минут женщина может повернуться на спину, а мужчина продолжит свои действия. Затем супруги меняются местами и ролями. Каждый бывает активным и пассивным по 10 минут.

Это упражнение похоже на одно из рекомендуемых С. Кратохвилом (1978) в рамках его системы секс-терапии, но предусматривает более широкий диапазон прикосновений – не только ладонями (как это принято в европейском массаже), но и любыми другими частями тела. Это опосредуется врачом как стремление пробудить новые точки обмена энергией между партнерами.

7. МЕДИТАЦИЯ ЭНЕРГИИ.Мужчина стоит за спиной женщины, на расстоянии 2-3 см от нее, не прикасаясь к ней руками. Глаза у обоих закрыты. Они вместе создают общее «энергетическое поле», отгораживающее от мира, проникаются единым биением сердца. Оба настраиваются на то, что их руки являются продолжением сердца, а сердце – вместилище любви.

В какой-то момент мужчина, не открывая глаза, через стороны поднимает руки вверх и осторожно кладет кончики пальцев сверху на плечи партнерши. Прикосновение должно быть таким слабым, чтобы женщина вначале лишь гадала – прикоснулся ли к ней партнер. Именно в этот момент энергетический обмен наиболее активен. Затем мужчина постепенно опускает ладони полностью, плотно прикасаясь ими к телу женщины. Он представляет себе партнершу как божественную супругу – Шакти.

Мужчина представляет себе, что его сердце, как насос, гонит «энергию любви» по рукам, как по трубам, а из рук энергия входит в женщину и сосредотачивается в области сердечного центра – Анахаты.

Женщина ощущает, как из пальцев мужчины льется поток любовной «энергии», заполняя область ее груди, а затем распространяясь по всему телу. Она представляет себе партнера как божественного супруга – Шиву.

Партнеры находятся в таком состоянии 2-3 минуты, а затем мужчина делает медленное движение телом, чтобы своей грудью мягко прикоснуться к спине партнерши. Он может ощутить, что между лопатками женщины есть область, наполненная сухим горячим жаром. Это и есть Анахата – у женщин, по доктрине йоги, она открыта с рождения. В то же время, и женщина может ощутить, что грудь мужчина горячая и приятно обжигающая. Это возможно, если у партнера отрывается Анахата, которая у мужчин обычно от рождения закрыта.

Через 1-2 минуты мужчина делает мягкое, еле уловимое движение, прикасаясь к партнерше низом живота (или животом – в зависимости от анатомических особенностей). В этот момент женщина ощущает, как из его промежности (Муладхары) истекает горячий поток активной сексуальной «энергии» и распространяется по тазу, а затем вверх. Мужчина также может ощутить горячий участок в области крестца женщины. Это обьясняется тем, что Муладхара у мужчин открыта с рождения, а у женщин открывается в результате работы над ней. С описанным различием связывают разницу в частоте переживания оргазма мужчинами и женщинами.

Находясь в положении, когда ладони мужчины лежат на плечах женщины, его грудь прикасается к ее спине, а промежность – к крестцу партнерши, супруги визуализируют единый «поток энергии». У мужчины мужская энергия нисходит с Неба в темя, проходит по позвоночнику через Анахату, достигает Муладхары, входит в Муладхару партнерши, поднимается до ее Анахаты и входит в Анахату мужчины. Эту траекторию можно представить в виде цифры 6.

У женщины женская энергия Земли проходит через стопы, достигает Муладхары, поднимается вверх по позвоночнику, через Анахату поступает в Анахату мужчины, спускается по его позвоночнику вниз, и через его Муладхару входит в Муладхару женщины. Эту траекторию можно представить в виде цифры 9.

Оба потока существуют одновременно, и их можно представить в виде знака параграфа, то есть слившихся цифр 6 и 9.

Через произвольное время мужчина мягко отстраняется от тела женщины, а еще через 20-30 секунд начинает ладонями мягко скользить по плечам, а затеи и по рукам партнерши – и мягко снимает свои пальцы, когда его руки полностью выпрямятся на руках женщины (обычно – в области запястий). Затем мужчина обходит партнершу, становится перед ней вплотную, и они обнимаются.

Описанное упражнение направлено, в первую очередь, на создание или воссоздание теплых эротико-платонических отношений, эмоциональный контакт, что трактуется врачом как обьединение энергии.

В то же время, психотерапевт может провести разбор причин семейно-сексуальной дисгармонии в паре. Один из наиболее частных вариантов дисгармонии с точки зрения восточного подхода – закрытая Анахата у мужчины. При этом происходит разрыв единого «энергетического потока»: мужчина принимает «энергию Неба», проводит через себя (в том числе, через Анахату к Муладхаре) и отдает женщине. Та поднимает «энергию» от Муладхары (сексуальность) до Анахаты (любовь) и пытается отдать партнеру. Но его Анахата закрыта, а потому «энергия» изливается напрасно – истощая мужчину. В то же время, женщина получает «энергию Земли», поднимает до Анахаты и передает мужчине. Но и эта «энергия» теряется, истощая женщину и не подпитывая мужчину. На бытовом уровне это воспринимается как слабая способность мужчины к любви, как невозможность для женщины получить необходимую ей частицу эротической романтики.

Другой возможный вариант прерывания «энергетического» контакта связан с закрытостью Муладхары у женщины. В этом случае также истощаются оба партнера, но страдает, в первую очередь, мужчина – он вкладывает «энергию», но не получает возмещения. На бытовом уровне это воспринимается как слабая сексуальность супруги, ее попытки свести интимные отношения к эротическим или отказаться от них вовсе.

Дальнейший разбор ситуации и путей ее преодоления может быть проведен методами европейской психотерапии.

8. МЕДИТАЦИЯ ЦИ. Супруги садятся на пол напротив друг друга с вытянутыми ногами. При этом правая ступня каждого прикасается к промежности партнера. Если рост партнеров значительно различается, то один из супругов может слегка согнуть ногу в колене, чтобы прикосновение с обеих сторон было примерно одинаковым. Опора на прямые руки, отставленные назад.

Дается вводная примерно следующего содержания.

«Движение энергии начинается от Муладхары вверх по позвоночнику. Для пробуждения потока энергии можно использовать стимуляцию Муладхары посредством работы с мышцей Ци (описание - см. соответствующий раздел). Вам нужно 1-2 минуты поработать с мышцей Ци, а когда почувствуете, что в Муладхаре сосредотачивается горячая энергия, ощутите ее как некий сгусток или комок и отправьте в путешествие по правой ноге. Движение неспешное, словно цветок плывет по тихой реке. Своим внутренним взором провожайте сгусток на всем протяжении пути: от своей Муладхары по ноге – до Муладхары партнера, а затем по его правой ноге до своей Муладхары. И вновь – по правой ноге в очередное путешествие».

Через 1-2 минуты упражнения дается дополнительная вводная.

«Время от времени подкачивайте энергию в свой сгусток, одновременно отслеживая, что происходит. Возможно, вы уловите, что энергия, которая приходит к вам обратно – не совсем ваша, она несет в себе отпечаток и партнера тоже. И с каждым кругом это ощущение может быть все сильнее, хотя, конечно, собственная энергия ощущается гораздо сильнее. Оцените состояние своей Муладхары – может, что-то изменилось. Возможно, изменилось и ощущение под стопой – Муладхара партнера тоже как-то меняется. А нога – она такая же, как в начале? Может быть, появилось ощущение ноги партнера – не только стопы, но и всей, с самого верха?»

Еще через 1-2 минуты дается вводная на постепенное прекращение движения сгустка «энергии», подьема «энергии» вверх по позвоночнику. Затем партнеры ложатся на спину и отдыхают. После проведенного упражнения чаще всего партнеры чувствуют некоторую усталость и сонливость, что трактуется психотерапевтом как преобладание желания ОТДАТЬ над умением ПРИНИМАТЬ. Каждый из партнеров вкладывает в «энергетический сгусток» слишком много сил, которые не компенсируются прохождением «энергетического сгустка» партнера. Необходимо развивать умение принимать даваемое партнером. 

ПРОДЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ СЕМЯИЗВЕРЖЕНИЯ.

Один из текстов Дао гласит: «Чтобы овладеть тайнами сексуального общения, нужно уметь долго заниматься сексом». Как в Китае, так и в Индии умение удовлетворить женщину стояло в одном ряду с умением драться на мечах, считать, писать и сочинять стихи.

Можно говорить о том, что на протяжении многих веков длительность полового акта была одним из показателей мужской потенции, что приводило и приводит к невротизации как мужчины, так и женщины.

Однако для воспитанного мужчины Востока выход мог быть найден в системе регуляции частоты семяизвержения, как возможной причины потери «жизненной энергии». Поэтому не только при данной близости эякуляция откладывалась как можно дальше, но и вообще могла отсутствовать на протяжении ближайших 3-5-10 сношений.

Сам по себе запрет на семяизвержение во многих случаях позволяет мужчине обосновано иметь слабую эрекцию во время близости. Во всяком случае, врач опосредует вышеизложенное положение, настаивая на том, что эрекция должна быть, как минимум, на уровне тумесценции, но не обязана быть стопроцентной.

1. Для замедления семяизвержения мужчине предлагается проводить упражнения, направленные на гармонизацию «потоков энергии». Стоя в обнаженном виде, он левой рукой подхватывает мошонку и чуть-чуть ее приподнимает. Правой рукой мужчина совершает 100-300 круговых движений по животу по часовой стрелке. Повторять упражнение 2 раза в день в течение не менее месяца. Когда рука идет снизу вверх и вправо, мужчина напрягает промежность и втягивает задний проход. Когда рука идет влево и вниз – расслабляет эти мышцы и чуть-чуть потуживается, чтобы они слегка выпячивались. Перед началом упражнения нужно сильно и быстро потереть ладони друг о друга, чтобы они стали горячими.

Гармонизация «потоков энергии» приводит к уравновешиванию эрекции и семяизвержения, замедлению эякуляции – если это не зависит от чрезмерно активных ласк партнерши.

Врач может использовать опосредование этого упражнения для повышения уверенности в себе у пациента. Регулярные занятия, использование древней методики просто обязаны привести к улучшению состояния мужчины.

2. Для замедления семяизвержения во время сношения, используют вариант акупрессуры – воздействие на точку «миллион золотых монет»: мужчина располагает указательный, средний и безымянный пальцы в промежности, вдоль уретры. При этом указательный палец лежит под самой мошонкой, безымянный перед самым анусом, а средний естественным образом укладывается в самой середине промежности. Это и есть искомая точка. Подтянув к ней указательный и безымянный пальцы, мужчина крепко фиксирует ими уретру, а средним прижимает ее и удерживает. Уретра может выскальзывать из-под пальцев, поэтому сначала необходимо потренироваться в одиночестве.

При сношении, когда возбуждение становится достаточно сильным (но не доходит до «точки, откуда нет возврата»), мужчина прикасается к промежности и прижимает необходимую точку. Удерживать ее нужно до тех пор, пока возбуждение ни снизится примерно вполовину. Искусство состоит в том, чтобы правильно уловить момент нажатия и время удержания. Женщина может прижимать ту же точку по сигналу партнера, причем, причем мужчина может даже не прекращать фрикции.

Эта методика широко известна по ссылкам на популяризатора йоги Мантека Чиа. Но врач может усилить психотерапевтическое опосредование, указав на комплексный подход к проблеме остановки семяизвержения: описанная выше гимнастика, приведенные ниже самостоятельные упражнения, а также парная медитация.

3. При высоком уровне возбуждения мужчина останавливает фрикции, сжимает промежность, анус и ягодицы, частично выходит из женщины и мысленно, с усилием тянет вверх из головки лингама (пениса) «энергию», которая там скопилась перед эякуляцией. Мужчина представляет себе движение «энергии» вверх по позвоночнику. Для усиления внутреннего представления, мужчина может сильно сжать зубы. Если «энергия» будет скапливаться в области груди, ее направляют в партнершу – это обмен «энергией» на уровне сердечного центра, обмен любовью.

Отвлечение внимания мужчины способствует снижению возбуждения, а необходимость выполнения определенной последовательности движений придает рекомендации особую убедительность.

4. Для контроля эякуляции можно использовать и позы классической йоги. Известная в йоге поза кузнечика (Шалабхасана).

 

Сама поза выглядит так: мужчина лежит на животе, руки выпрямлены и сцеплены под животом. Затем он прогибается в пояснице и поднимает вверх прямые ноги – как можно выше, и удерживает столько, сколько сможет. Во время соития для осуществления позы, мужчина, не выходя из партнерши, опирается на предплечья и закидывает ноги вверх. Примерно через 15-30 секунд его возбуждение снижается достаточно для того, чтобы можно было продолжать общение. Женщина может подставить под его бедра свои колени, чтобы мужчине было легче удерживать позу. Шалабхасану можно практиковать в любой позе близости.

Снижению возбуждения и отодвиганию семяизвержения способствуют отслеживание приближения эякуляции в сочетании с активным физическим поведением. В то же время, привлечение к действию партнерши может консолидировать пару.

5. В основе данного метода лежит контроль дыхания. При фрикциях естественное сочетание дыхания и движений – движение вперед сопровождается выдохом, движение назад - вдохом. Это, казалось бы, естественное сочетание физической нагрузки и дыхания. Например, так же мы дышим, когда рубим дрова, наносим любой другой удар. Но во время фрикций, кроме чисто физического движения, мужчина через свое дыхание передает и свою энергию, отдает ее женщине, теряет ее. Такое поведение быстро приводит к семяизвержению.

Для осуществления способа необходимо изменить фазу дыхания: движение вперед со ВДОХОМ, движение назад с ВЫДОХОМ. При таком сочетании мужчина удерживает энергию, а потому его возбуждение нарастает медленнее, семяизвержение отодвигается. Отработка способа происходит в процессе интимной жизни и становится достаточно привычным через 8-10 сношений. Преимуществом данного способа является возможность применения без прекращения фрикций, изменения позы и др.

Изменение фазы дыхания служит для отвлечения внимания от нарастающего возбуждения. Кроме того, мужчина чувствует себя свободным в использовании метода, поскольку он не требует участия партнерши.

 

Китайская техника контроля эякуляции несколько отличается от описанных.

Сношение начинается с введения лингама на небольшую глубину, затем мужчина замирает на 30 глубоких вдохов. Фрикции совершаются по алгоритму: одна глубокое - три неглубоких, и повторяется примерно 81 раз. Глаза мужчины закрыты, дыхание только носом, размеренно и спокойно. Ускорение дыхания приводит к потере контроля над эякуляцией. Не следует точно считать удары, правильный ритм вырабатывается постепенно.

Примерно через 6-8 сношений с чередованием 1-3 мужчина переходит к ритму одна неглубокая – пять глубоких фрикций, всего 81 раз. Затем – ритм одна неглубокая – девять глубоких фрикций. Основное требование – умение несколько снижать возбуждение и эрекцию после 81 повторов.

Сами фрикции совершаются осторожно и небыстро. При приближении эякуляции мужчина выводит лингам из йони, оставляя внутри только головку. Делает глубокий вдох через нос и концентрируется на ощущениях. Сжимает руки в кулаки, а пальцами ног впивается в постель, словно стараясь продвинуться вперед (при этом внутренне создается образ «высасывания энергии из земли» через ноги). Зубы сильно сжимаются, язык прижимается к небу, подбородок подается назад (голубиное движение), напрягается задняя часть шеи и мышцы спины. При этом производятся сильные и быстрые сжатия промежности и ягодиц. Проведение всего комплекса движений одновременно снижает уровень возбуждения и предотвращает семяизвержение.

Мысленно мужчина представляет вытягивание «энергии» из лингама вверх по позвоночнику до макушки, а затем спускает ее передней поверхности тела к области ниже пупка (нижний дан-тянь).

Весь комплекс настолько сложен, что эффективно отвлекает мужчину от нарастающего возбуждения, что способствует продлению времени акта.

Точки акупрессуры, которые рекомендовали китайские врачи:

1. Указательным и средним пальцем левой руки сильно  надавливать на точку, расположенную на 2 см выше правого соска. Затем сделать вдох, стиснуть зубы, задержать дыхание на 20 секунд.

2. Средним пальцем совершить 27-81 круговое движение с одновременным погружением внутрь точки «миллион золотых монет».

3. Средним пальцем совершить 27-81 круговое движение на точке, расположенной на макушке.

4. Средним пальцем совершить 27-81 круговое движение с погружением внутрь точки, расположенной между копчиком и анусом.

 

УКРЕПЛЕНИЕ ЭРЕКЦИИ И УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРОВ ПЕНИСА.

Приведенные упражнения применимы у мужчин, не страдающих нарушениями кровообращения в области малого таза.

1. Сесть на пол с прямыми ногами. На медленном вдохе подтягивать яички, напрягая мышцы промежности и ануса. Мысленно направлять «энергию» из яичек в промежность (Муладхару). Недолгая задержка дыхания, затем выдох с медленным опусканием яичек. Повторить 27 раз.

2. Встать лицом на восток. Левую руку согнуть в локте и сжать в кулак. Локоть прижать к боку. Правую ладонь положить на 3 пальца выше паховой складки. Сделать 54 быстрых круговых движений ладонью по часовой стрелке, а затем в обратном направлении. Затем повторить то же самое для левой руки. Ладонь легко скользит по коже, не надавливая на нее и не растирая до красноты. Мысленно направлять энергию из сердца ладони к пупку, а затем к Муладхаре.

3. Левой рукой слегка приподнять мошонку, а правой легко процарапать ее нижнюю и боковые части (30-40 секунд). Движения должны быть бережными и не наносить повреждений кожи.

4. Левой рукой взять лингам (пенис) за крайнюю плоть (если ее нет, то за головку) и слегка оттянуть его вверх и чуть вперед. Правой рукой легко процарапать верхнюю часть мошонки и тело лингама (30-40 секунд).

5. Сесть на край стула, чтобы мошонка свободно свешивалась. Раздвинуть бедра на 50-60 см и обеими ладонями движениями вверх-вниз активно массировать верхнюю треть внутренней поверхности бедер (около половых органов) – 1-2 минуты.Ладони легко скользят по коже, не вдавливаясь вглубь. Движения быстры, примерно такой же быстроты, как при потирании ладони об ладонь на холоде.

6. Левую руку положить на левое бедро и сильно сжать кулак. Взять лингам в правую ладонь, чтобы головка оставалась свободной. В течение 3 секунд сжимать лингам, постепенно наращивая силу, затем в течение 3-5 секунд так же постепенно разжимать ладонь. Повторить 9 или 18 раз, затем поменять руки.

7. Захватить лингам в ладонь, чтобы кольцо из большого и указательного пальцев находилось в борозде под головкой, а мизинец упирался в ствол лингама на границе с мошонкой. Одновременным движением подавать вперед кольцо из пальцев, а мизинец отводить кзади, растягивая таким образом лингам. Повторить 9 или 18 раз.

8. Взять крайнюю плоть большим и указательным пальцами обеих рук, неглубоко вводя большие пальцы в отверстие крайней плоти, а указательные располагая снаружи. Ритмично потягивать крайнюю плоть вперед и чуть в стороны по всей окружности. При этом легко перетирать крайнюю плоть между пальцами. 2-3 минуты.

9. Ввести большие пальцы чуть глубже в отверстие крайней плоти и уверенно зажать ее. Затем потянуть вверх с большой силой, но плавно. Когда вытяните крайнюю плоть максимально или если появятся неприятные ощущения от растягивания, остановиться, немного ослабить натяжение и несколько раз напрячь мышцы промежности, словно стараясь вытянуть лингам из захвата. Затем ослабить натяжение. Повторить 9 раз.

10. Перетирать кожу мошонки между большим и указательным пальцами обеих рук, словно считая деньги. 1-2 минуты. Пальцы скользят по всей поверхности мошонки, меняя свое положение, когда пальцы другой руки совершают перетирания.

11. Взяться за самые дальние края мошонки большими и указательными пальцами обеих рук. Оттягивать мошонку вперед и чуть в стороны, пока не появится приятная болезненность в основании лингама. На самом сильном натяжении совершить три втягивания мышц промежности, словно стараясь вырвать мошонку из захвата. Затем медленно ослабить натяжение. Повторить 9 раз.

12. Взять основание лингама и мошонки в кольцо из большого и среднего пальцев. Мягко и медленно вытягивать их перпендикулярно лобку до появления приятного напряжения в основании лингама. В этом положении остановиться и напрягать мышцу промежности, словно стараясь вырвать лигам и мошонку из захвата. Затем медленно опустить кольцо к лобку и разжать пальцы. Повторить 3 раза.

13. Оттянув крайнюю плоть к основанию лингама до предела, проработайте всю его поверхность щелчками. 30-40 секунд. Щелчки наносятся, как при игре в шашки, с силой, вызывающей ощущение наполненности в глубине лингама, но не болезненность.

14. Взяв лингам под головкой в кольцо из пальцев левой руки, пальцами правой побарабанить по головке. 30-40 секунд. Кольцо должно быть достаточно узким, чтобы головка лингама была наполнена кровью или даже в состоянии эрекции, он не болезненна.

15. Ритмично напрягая мышцу ци (круговую мышцу ануса), подтягивать вверх мошонку и двигать пенисом. 1-2 минуты.

16. Большим пальцем правой руки внедриться примерно в середину мошонки, а затем провести его под кожей до самого ануса. Проведя палец на максимальную глубину, перетирать кожу промежности между большим и указательным пальцами. 30-40 секунд.

17. Взяв лингам между ладонями, перетирать его, словно добывая огонь трением. 1-2 минуты. Движения небыстрые, но длинные, чтобы головка лингама скручивалась примерно на 90 градусов в каждую сторону.

18. Обхватить основание лингама кольцом из большого и указательного пальцев правой руки и сжать изо всех сил на 3-5 секунд. Отпустить захват, обхватить лингам кольцом из большого и указательного пальцев левой руки прямо над местом предыдущего обхвата – и сожмите изо всех сил. Над этим местом обхватите пальцами правой руки – и так далее, пока не дойдете до основания головки. Повторить 6 раз.

19. Взять лингам в кулак и сжимать его в кольце из пальцев поочередно, начиная снизу, от мизинца – до основания головки. Повторить 9 раз.

20. Взять лингам в кулак, чтобы кольцо из указательного и большого пальцев оказалось в борозде под головкой. Сжать все пальцы одновременно с небольшой силой. Затем повторять сжатие, постепенно наращивая силу. Повторить 9 раз

21. Средним пальцем правой руки найти середину промежности и ритмично прижимать ее вглубь. Повторить 9 раз. Нажимать на точку нужно в направлении чуть вперед, прижимая ее к кости. Частота движений около одного в секунду. Эту точку называли «миллион золотых монет», поскольку ее регулярные тренировки позволяли задерживать семяизвержение и регулировать длительность соития.

22. Установить средний палец правой руки прямо перед задним проходом. Активно массировать эту точку, немного надавливая вглубь, но в основном – по поверхности. 1-2 минуты. Это рефлекторная точка простаты, ее стимуляция улучшает состояние железы, улучшает кровообращение, позволяет контролировать эрекцию и семяизвержение.

23. Взять лингам в правую ладонь, уложив его вдоль большого пальца. Активно ударять им по левому бедру. Повторить 9 раз. Затем поменять руку.

24. Стоя, ноги на ширине таза. Активно двигая тазом из стороны в сторону, добиться того, чтобы пенис бил то по левому бедру, то по правому. Повторить 108 раз.

25. Широко раздвинув ноги, наклониться вперед на 90 градусов. Ритмично сокращая мышцу заднего прохода, подтягивать вверх яички и пенис. Повторить 36 раз с частотой 1 подтягивание за 2-3 секунды.

26. Положить правое яичко в правую ладонь, а левое – в левую. Большим пальцем перемещать яичко по ладони вначале по часовой стрелке, а затем против по 36 раз.

27. Взять правое яичко тремя пальцами правой руки – большим, указательным, средним, а левое яичко – тремя пальцами левой руки. Медленно и ритмично, с большой осторожностью сжимать яички до небольшой болезненности.

Повторить число раз, кратное возрасту мужчины:

20-30 лет: умножить на 4,

31-40 год: умножить на 3,

41-60 лет: умножить на 2,

61-80 лет: равно числу лет.

Закончив упражнения, обмойте гениталии прохладной водой такой температуры, чтобы мошонка сморщилась, а яички подтянулись к промежности. Но длительность пребывания мошонки под струей холодной воды не должна превышать 30 сек.

Когда мужчина отработает все описанные упражнения и войдет в их суть, он обучает свою партнершу. В дальнейшем все упражнения делает женщина – как в виде зарядки, так и в качестве предварительной любовной игры.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН

Упражнения для женщин имеют целью пробуждение и повышение чувствительности женщины к прикосновениям и ласкам. Опосредование касается снятия блоков и улучшение потоков «энергии». По мере накопления положительных изменений женщина будет ощущать движения «энергии» как некое возбуждающее волнение в области Анахаты (на уровне сердца) и Муладхары (внизу живота, в промежности).

1. Комплекс занятий для области Анахаты проводят на рассвете. Женщина полусидит, располагаясь лицом на восток. На грудь наносят небольшое количество масла и тщательно втирают в кожу.

Между грудями, на грудину кладут левую ладонь. Поверх левой ладони кладут правую и настраивают себя на взаимный переход «энергии» из ладоней в область Анахаты и обратно.

1. Женщина кладет левую ладонь в левую подмышку, а правую, с отведенным большим пальцем располагает чуть выше соска, со стороны грудины. Обе ладони одновременно продвигаются навстречу друг другу и встречаются около соска. Сосок при этом оказывается в треугольнике, образованном правой ладонью и углом между большим и указательным пальцами левой руки. Ладони могут легко скользить по коже или двигаться, приподнимая грудь. Совершить 9 движений. Затем провести массаж правой груди, соответственно поменяв руки.

2. Женщина подводит ногтевые стороны пальцев под наружные края грудей и проводит подкидывающие движения, держа сами ладони неподвижно – 9 раз.

3. Сложить ладони лодочкой и уложить их на груди, чтобы сосок находился в сердце ладони. Делать круговые движения ладонями, не сдвигая их с места, а прижимая периферию грудей – по 9 кругов в каждую сторону.

4. Сложить ладони лодочкой и уложить их на груди, чтобы сосок находился в сердце ладони. Ладонь сдвигает грудь по кругу, при этом сердце ладони неизменно остается над соском – по 9 кругов в каждую сторону.

5. Не отнимая ладони от грудей, совершать такие же сдвигающие грудь движения в направлении вверх-вниз. При этом руки движутся навстречу друг другу. По 9 движений в обе стороны.

6. Уложить ладони лодочкой на грудь, чтобы соски находились под сердцами ладоней, но немного не касались их. Совершать мелкие вибрации всей рукой, чтобы ощущать биение соска о ладонь. 1 минута.

7. Уложить левую ладонь выше и чуть правее левой груди, а правую ладонь – ниже и чуть левее, параллельно друг другу. Руки одновременно начинают движение в горизонтальной плоскости параллельно и навстречу друг другу: правая – слева направо, левая – справа налево. Совершить 9 движений. Затем поменять руки местами и совершить еще 9 движений. Повторить со второй грудью.

8. Совершать такие же встречные движения в вертикальном направлении по 9 раз в каждую сторону, а затем поменять руки и повторить движения со второй грудью.

9. Уложить ладони на груди, поместив сосок в углу между указательным и средним пальцами и слегка ущемив его. Совершать круговые движения ладонью), чтобы, кроме смещения груди, дополнительно смещался сосок. Ладонь все время располагается «лодочкой», а сосок неизменно удерживается между пальцами. Совершить в каждом направлении 9 движений. Затем повторить со второй грудью.

10. Не изменяя положение ладоней, совершать движения встречно вверх-вниз – 9 раз.

11. Двумя или тремя пальцами взять сосок за основание вместе с околососковым кружком. Приподнимать грудь и создавать мелкие вибрирующие движения в разные стороны - 36 раз.

12. Удерживая сосок двумя или тремя пальцами, женщина «скручивает» его вначале в одну сторону, а затем в другую – по 9 движений в каждую сторону.

13. Женщина укладывает ладони с отведенным большим пальцем себе на грудь, чтобы ладони лежали друг на друге (левая под правой), а кончики больших пальцев прикасались к соскам. Сосредотачивается на пробуждении своей «энергии» любви и доброты. Ощущает, как «энергия» одновременно движется в обоих направлениях – из сосков в пальцы и ладони, и из ладоней в соски, а затем в Анахату. Оставаться в неподвижности и в этом ощущении 1-2 минуты.

14. Женщина укладывает ладони «лодочкой» на обе груди, чтобы сердце ладони было над соском. Сосредотачивается на пробуждении своей «энергии» любви и доброты. Ощущает, как «энергия» одновременно движется в обоих направлениях – из сосков в ладони и из ладоней в соски, а затем в Анахату.

Оставаться в неподвижности и в этом ощущении 1-2 мин.

Когда женщина отработает все описанные упражнения и войдет в их суть, она обучает своего партнера. В дальнейшем все упражнения делает мужчина – как в виде зарядки, так и в качестве предварительной любовной игры.

 

Комплекс упражнений для области Муладхары.

Все последующие упражнения женщина проводит сидя на полу с прямыми ногами, чуть раздвинутыми в стороны.

1. Женщина кладет правую ладонь на область священной пещеры (влагалища), чтобы центр ладони находилась на клиторе. Со вдохом втянуть в себя мышцы промежности. Задерживает дыхание, ощущая самую глубокую часть священной пещеры. Направляет «энергию» из центра ладони в эту область. С выдохом расслабляет мышцы промежности и ощущает, что поток «энергии» распределяется по всей священной пещере. Повторить 9 раз, сменить руку и повторить упражнение.

2. Положить ладонь на наружные лепестки священной розы (вход во влагалище), массируя их по часовой стрелке 9 раз. Ощутив прилив тепла к этой области, несколько раз сильно нажать ладонью вглубь, продавливая «энергию» в Муладхару.

3. Положить обе ладони рядом на вход в священную пещеру. Слегка прижимая левую ладонь к телу, отодвинуть ее влево на 3-4 см вместе с левой створкой больших дверей священной пещеры (большие половые губы). Правой ладонью или пальцами правой руки прохлопать открывшуюся правую створку больших дверей. Совершать 1-2 минуты.

4. Захватить толщу правой створки больших дверей между большим, указательным и средним пальцами, и простучать ее сверху донизу. То же сделать левой рукой с левой створкой больших дверей священной пещеры. Совершать 1-2 минуты.

5. Прощипать створки больших дверей священной пещеры сверху донизу. Вначале прощипывается наружная поверхность, а затем внутренняя. Совершать 1-2 минуты.

6. Взяв пальцами обеих рук, вытянуть створки больших дверей как можно дальше вперед. Затем напрягать мышцы промежности, стараясь вырвать створки из зажима. Совершать 30-40 секунд.

7. Левой рукой захватить кожу прямо над клитором (капюшон клитора) и оттянуть ее вперед. Пальцами правой руки пробарабанить окружность клитора, ощущая, как пробуждается «энергия» под пальцами, появляется тепло и легкое покалывание. Затем поменять руки. Совершать 30-40 сек.

8. Продолжая удерживать капюшон, легкими круговыми движениями массировать ту же область, по которой ударяли пальцами. Затем поменять руки. Совершать 30-40 сек.

9. Обеими руками симметрично захватить капюшон и ритмичными движениями вытягивать его вперед. Повторить 9 раз 9. Затем сменить направление движений: вправо, влево, по часовой стрелке, против.

10. Натянуть капюшон на клитор и через него простукивать клитор, чтобы удары отзывались в глубине таза. Совершать 30-40 сек.

11. Взяв капюшон обеими руками, максимально оттянуть его вверх, полностью обнажая клитор, а затем максимально прикрыть его. Повторить 9 раз, а затем оттянуть капюшон вверх и удерживать его так, одновременно напрягая мышцы промежности и стараясь вырвать капюшон из захвата. Совершать 1-2 минуты.

12. Оттянув капюшон вверх, обнажить клитор. Побарабанить по нему кончиками пальцев второй руки. Совершать 30-40 сек.

13. Сесть на пол с прямыми ногами, чуть разведенными в стороны. На медленном вдохе сжимать мышцы промежности, обращая особое внимание на круговую мышцу входа в священную пещеру и ануса. Направлять «энергию» из священной пещеры в Муладхару. Недолгая задержка дыхания, затем выдох с медленным отпусканием напряжения. Повторить 9 раз 9.

14. Сесть на пол с прямой спиной и прямыми ногами, чуть разведенными в стороны. Ввести в священную пещеру один или несколько пальцев левой руки, а правой растирать область на середине между пупком и лобком по часовой стрелке 81 раз. Затем поменять руки, но движения выполняйте все так же по часовой стрелке.

15. Указательными и средними пальцами обеих рук сжимать вход в священную пещеру - ритмично, при каждом движении меняя положение пальцев, обходя вход по часовой стрелке. Повторить 9 раз.

16. Ввести одну фалангу обоих указательных пальцев во вход в священную пещеру и ритмично воздействовать на стенки, словно раздвигая их. Двигаться по часовой стрелке. Повторить 9 раз.

17. Ввести во вход в священную пещеру флангу указательного пальца и совершать им круговую вибрацию, поочередно прикасаясь к каждой стенке священной пещеры. Повторить 9 раз, а затем ввести палец еще на одну фалангу и повторить движения. Затем ввести весь палец и вновь повторить движения.

18. Ввести во вход в священную пещеру флангу указательного пальца и совершать им круговую вибрацию по часовой стрелке, постепенно углубляясь все больше. Дойдя до самого глубокого места за 20-30 сек., такими же вращательными движениями выведите палец из священной пещеры. Повторить 9 раз. Совершать проникающее движение ПРОТИВ часовой стрелки НЕЛЬЗЯ! Это может вызвать резкий упадок сил

19. Держа кисть ладонью кверху, ввести в священную пещеру указательный палец. Ритмично сгибая его, а также поводя из стороны в сторону, прикасаться к передней стенке влагалища  - месту расположения темного озера (точка G - на внутренней стороне лобковой кости). Совершать 1-2 минуты.

20. Ввести большой палец в священную пещеру. Ритмично сгибая его, а также поводя из стороны в сторону, прикасаться к задней стенке пещеры - месту расположения тихой заводи. Совершать 1-2 минуты.

21. Ввести один или несколько пальцев в священную пещеру и сжимать их круговой мышцей. На вершине сжатия попытайтесь извлечь пальцы, сопротивляясь этому напряжением мышцы. Повторить 9 раз, а затем чуть извлечь пальцы и при напряжении круговой мышцы пытаться ввести глубже, преодолевая ее сопротивление.

22. Ввести один или несколько пальцев в священную пещеру, а затем начинать напрягать мышцы священной пещеры так, чтобы пальцы ощутили сжатие сначала около входа, затем чуть глубже, затем еще глубже - и так до самых кончиков. Повторить 9 раз.

Когда женщина отработает все описанные упражнения и войдет в их суть, она обучает своего партнера. В дальнейшем все упражнения делает мужчина – как в виде зарядки, так и в качестве предварительной любовной игры.

 

Предлагая супругам отдельные упражнения из числа описанных, или весь комплекс целиком, врач опосредует их, обязательно подчеркивая, что они не являются механическими, наподобие некой «сексуальной гимнастики». Во все действия (особенно, когда ласкаешь партнера) необходимо вкладывать желание и нежность. Страсть и порыв могут прийти позже или не прийти вообще – общение на основе взаимного расположения гораздо более эффективно, чем в порыве неконтролируемого сексуального влечения. Каждое прикосновение должно быть проявлением посыла энергии через кончики пальцев рук в тело партнера. Только таким путем будут замыкаться энергетические каналы – а в западных терминах, налаживаться взаимопонимание.

 

В рамках Дао мужчина рассматривается как носитель энергии Ян (огонь), а женщина – энергии Инь (вода). Поэтому интимные отношения строятся по принципу: воду нужно долго кипятить, а огонь разгорается быстро. То есть, близость начинается с долгих ласк женщины, а ласки мужчины включаются позже.

С этих же позиций рассматриваются вопросы гомосексуальных отношений. Две женщины (два источника воды) могут сливаться, не боясь повредить себе и друг другу. Это, казалось бы, оправдывает женский гомосексуализм. Но, в то же время, даосы предупреждали, что «когда воды слишком много, в ней легко утонуть, потому что нет дна под ногами». Это означает, что древнее учение не отрицало бисексуальных женских отношений, но относилось отрицательно к лесбиянкам. Такое заключение строилось на наблюдениях тогдашней науки Дао и социального устройства китайского общества. Сожительство старшей и остальных жен китайца (многоженство было нормой) в отсутствие мужа считалось не только обычным, но и было предусмотрено. В то же время, одинокие женщины-лесбиянки служили угрозой семейной гармонии. Кроме того, в анналах китайской государственности описано несколько женщин-императриц, которые, будучи лесбиянками, одновременно отличались множеством отрицательных черт характера, а в государственных делах доводили страну почти до распада.

В отношении союза двух мужчин, двух стихий Огня, заключение было еще более категоричным: два огня взаимно пожирают друг друга. Даже кратковременные гомосексуальные контакты у мужчин чреваты самыми отрицательными последствиями для обоих мужчин – как на физическом, так и, особенно, на психическом и «энергетическом» уровне.

  

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА

Предлагаемый метод психотерапевтического лечения семейно-сексуальной дисгармонии, с одной стороны, требует тщательного отбора пациентов – имеющих склонность к эзотерике, восточной экзотике, «энергетическим» практикам и т.д. С другой стороны, элементы восточного подхода к проблемам интимных отношений могут быть введены в большинство случаев лечения – как парного, так и индивидуального.

Описанный метод способствует гармонизации личности как в сексуальных отношениях, так и в общих жизненных условиях, повышению самооценки, улучшению взаимоотношений с партнером, снижению аффекта.

При совпадении у супругов показателей культурного и\или психологического брачного факторов достижение или восстановление гармонии в семье происходит достаточно быстро. Плохим прогностическим показателем является рассогласование по одному или обоим этим факторам – в этом случае психотерапия, как таковая, должна начинаться с их стабилизации.

Во всех остальных случаях ссылки психотерапевта на восточные параллели в данном конкретном случае встречаются позитивно и могут служить основой для коррекции дисгармонии.

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

АНАХАТА – сердечный энергетический центр. Располагается на уровне сердца, за грудиной.

ДАО ЛЮБВИ – направление даосизма, ставящее здоровье и долголетие человека в зависимость от определенного сексуального поведения.

ИНЬ – женская энергия (в рамках Дао).

ЙОНИ – влагалище

ЛИНГАМ – пенис

МЕДИТАЦИЯ – вариант самогипноза

МУЛАДХАРА – самый нижний энергетический центр, основа жизненной (сексуальной) энергии. Располагается в промежности.

МЫШЦА ЦИ – лонно-копчиковая мышца. Чаще идентифицируется как сфинктер ануса.

СВЯЩЕННАЯ ПЕЩЕРА – влагалище

СТВОРКИ БОЛЬШИХ ДВЕРЕЙ СВЯЩЕННОЙ ПЕЩЕРЫ – большие половые губы

СТВОРКИ МАЛЫХ ДВЕРЕЙ СВЯЩЕННОЙ ПЕЩЕРЫ – малые половые губы

ТАНТРА-ЙОГА – направление йоги, использующее сексуальную энергию в мистических целях

ШАКТИ – супруга Шивы. В переносном значении – женщина.

ШИВА – в индийском пантеоне – верховное божество. В переносном значении – мужчина.

ЯН – мужская энергия (в рамках Дао).

 

 

Запись на консультацию по данной проблеме: +7 495 963-12-90,  +7 495 963-09-05